История поселения

По материалам Летопись Джанкойского района «В архивах ищем наши корни…» автор Людмила Кошман

Село Роскошное- центр Роскошненского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым, расположено в 24-х километрах к юго-западу от Джанкоя. Сельскому совету подчинены села: Роскошное (Сеит-Булат) и Зерновое (Тюбей).

По переписи 1865г., селение Сеит-Булат обозначено как деревенское владение при балке Караул и располагалось на транзитной дороге из Перекопа в Карасубазар (ныне г. Белогорск), относилось к 3-ему стану Перекопского уезда

«Роскошное –какое прекрасное название?»! – слышу я, когда речь идет о селе, в котором я живу. И далее звучит новый вопрос: «Что, оно, действительно такое - роскошное?»

История моего села начинается с XVIIвека. Более 350 лет этой истории – это белое пятно для нас живущих здесь сегодня. И поэтому мне хотелось бы попытаться приоткрыть завесу о прошлом моего села.

Из источников становится понятно, что история села Роскошного плотно связана с историей проживания здесь крымско-татарского народа, а также процессом переселения и обоснования здесь немецких колонистов, появившихся в начале XIXвека.Они получали от государства земельные наделы, были освобождены от рекрутской повинности и на много лет от уплаты всяких податей и налогов, имели право на самоуправление. Это также большое трудолюбие и хозяйственный опыт позволили им в короткие сроки создать крепкие хозяйства – экономии. Масштабы и уровень хозяйствования немцев поражают и сегодня. Пример этому – экономия Д.Я. Кайзера в Джанкойском районе и его помещичья усадьба в с. Роскошном.

Это строение было основано в конце XIXвека и находится в стороне от туристических маршрутов, в степной части Крыма, на стыке трех районов: Джанкойского, Первомайского и Красногвардейского. И хотя, это не дворец, в этой части полуострова нет других подобных архитектурных сооружений, которые так сохранились бы в нетронутом состоянии до нашего времени.

Из краеведческой работы учащейся 10 класса Роскошненской школы ЛенирыМемедиминовой «Откуда есть и пошла земля наша»:

Знойные крымские степи… Когда-то они назывались Сейхатап. И жили в этой степи, бесконечно сменяя друг друга, воинственные племена кочевников, смуглых, скуластых, с раскосыми глазами.

Смотрю в зеркало: скулы, разрез глаз… Да, во мне течет их кровь. Это, несомненно. А что я еще знаю о своих предках, об истории своего края, своего села, наконец? Да ничего, кроме того, что оно называется Роскошное. А как оно называлось раньше? Какие люди жили на этой земле? С этих вопросов начинается мое увлекательнейшее путешествие в Прошлое.

С удивлением я узнаю, что Роскошным мое село стало называться только в 1948г. А до этого оно было Сеит-Булатом и было известно еще в XVII веке. Располагалось оно на берегу реки Чатырлык, которая несла свои воды в Каркинитский залив. Сейчас от этой реки, когда-то дарившей жизнь этим местам, осталось только высохшее русло. Рядом с Сеит-Булатом находилась деревня Бос-гос. Эти две деревни разделяла транзитная дорога, соединявшая Перекоп с Карасубазаром.

И Сеит-Булат и Бос-гос относились к Перекопскомукаймаканству. Перекоп назывался Ор и считался воротами Крыма. Его правителем назначался только принц крови, который назывался Ор-беком. Перекопскоекаймаканство делилось на кадылыки. Сеит-Булат относился к Караул кадылыку, а Бос-гос входил в Чатырлыккадылык.

Средневековый турецкий путешественник ЕвлияЧелеби, проезжавший по этим местам в 1665-1667 гг. рассказывал, что дома строились из глинных кирпичей и больших плит навоза. Между двумя кирпичами находился ил речной или гнилая солома, крыши домов покрывались глиной. Топили навозом. Ели конское мясо, талкан из проса, крупы. Воду доставали из колодцев. Сеяли зерно: ячмень, кукурузу, просо.

Зерно до недавнего времени хранили не в амбарах, а в орузах-ямах, обложенных сухой соломой или обмазанных глиной. Пшеницу возили в Карасубазар или Бахчисарай, меняли на яблоки, груши. Овощей не выращивали вовсе: считали, что зелень аллах выращивает на потребу лошадям. В 1810 году, когда в Крыму появляются переселенцы-немцы, в нашем селе поселяется немец из Данцига Вальтер Лютц. И местные жители начинают называть Сейт-БолатВальтеровкой.

Плодородные поля в долине реки Чатырлык, бесчисленные стада овец, из молока которых делали замечательную брынзу, карьер, из песка которого делали черепицу, приносили хозяину доход. До сих пор стоит сыроварня – высокое прочное здание из красного кирпича, в просторных подвалах которого могли развернуться две гружёные подводы с сыром.

Рассказывая о богатствах Лютца, старики вспоминают легенду, по которой хозяин Вальтеровки решил вымостить свой двор монетами, но, испугавшись гнева царя, решил сначала получить на то его позволение. Царь, который роскоши не любил, согласился, но с условием: монеты должны быть положены не плашмя, а ребром. Немец оказался понятливым и от золотого двора отказался.

Его сын решил употребить свои богатства на общественное благо: задумал проложить железнодорожную ветку Джанкой-Евпатория, которую хотел провести через наше село. Начал он работу с постройки вокзала. Красивое здание в стиле немецкого барокко и сейчас украшает наше село. А железной дороги здесь до сих пор нет и, наверное, уже никогда не будет.

Потом начинается революция, коллективизация… Хозяин-немец, которому из всего его имущества новая власть оставила только ослика, куда-то исчезает, а потом его, уже мёртвого, нашли в одном из подвалов несостоявшегося вокзала.

Убоявшись судьбы Лютца, жители села поспешно продают свой скот или режут его. А кто не успевает, те добровольно сдают его в колхоз. Наша соседка О.Е.Поповарассказывает ,что она в те годы работала на коллективизации скота и, когда уводила корову со двора своей сестры, за ней с плачем бежали ее маленькие племянники и просили вернуть кормилицу… По выражению ее лица трудно понять, гордится она своим поступком или стыдится его. Я же не решаюсь спросить ее об этом.

Мне вспоминаются стихи, которые мы сочинили к десятилетнему юбилею нашей школы:

Есть в Джанкойских степях

Небольшое село,

И Роскошным село то зовут.

Хоть людей, что живут

У заботы в степях,

Не богатство тут вместе свело.

Да, богатыми моих односельчан не назовешь. Многие из них, бросив свои дома, уезжают куда-то в поисках лучшей доли. Но, я верю, что люди, выросшие в моем селе, дышавшие вольным воздухом родных степей, когда-нибудь вернутся домой, в Роскошное

В 1923 г. на землях девяти помещичьих хозяйств общей площадью 24 309 га был организован первый в Крыму совхоз «БийсуКовче», который специализировался на производстве зерна и мяса.

В июле 1944 года совхоз «БийсуКовче» был переименован в совхоз «Семенной» (Постановление совнаркома СССР от 24.07.1944 № 766)

В его состав входили отделения: № 1 (с.Зерновое), № 2 (с. Роскошное), Крымка, Яркое, Ястребцы, отделение совхоза им. Тимирязева, отделение опытнической станции.

Об этом рассказывал сторожил совхоза Филиппов Николай Тимофеевич.

Филиппов Николай Тимофеевич работал в хозяйстве с 1 июля 1937 года бухгалтером, заместителем главного бухгалтера и главным бухгалтером совхоза.

В августе 1941 года был призван в армию. Вернулся после ранения и лечения в госпитале в июне 1944 года и до выхода на пенсию продолжал трудиться главным бухгалтером в совхозе.

В 1949 году в 3-м отделении совзозя «Семенной» открылся кирпично-черепичный завод, была выпущена первая партия черепицы

Были построены ремонтные мастерские , проводилась разработка гравийного карьера. За успехи в труде 12 чел. Были награждены орденами и медалями СССР, директору совхоза О.О. Шамаеву было присвоено звание Героя Социалистического труда.

С января 1967 года на территории совхоза «Семенной» организованны три совхоза:«Семенной» (Зерновое , Роскошное), «Маяк» (Крымка), Прогресс» (Яркое, Ястребцы).

Тимирязевка и опытническая станция присоединены к Красногвардейскому району. В совхозе преобладало животноводство. В Ястребцах была свиноферма, ежегодно сдавали по 500 тонн мяса. До 10000 было овец. Но в 1965 году- новое предложение- ликвидировать поголовье овец из-за отсутствия природных пастбищ.

15 лет работала кроликоферма (1970-1984 годы).

В 1964 году воды Днепра пришли в наш совхоз, началось массовое орошение.

В 1974 году был организован комплекс по выращиванию телок.

В 1979 году была проведена реконструкция коровников. Мясо и молоко фермы отделения № 1 идет во все уголки нашего Крыма, на побережье которого, много здравниц, домов отдыха.

В 1997 году совхоз реорганизован в коллективное сельскохозяйственное предприятие, а 2000 переобразован в сельскохозяйственное общество с ограниченной ответственностью. В 2003 СООО «Семенной» был ликвидирован.

1992 году из Ярковского сельского совета был вновь выделен Роскошненскийсельский совет с центром в селе Роскошное и подчинением ему с.Зерновое

Роскошненский сельский совет и его исполнительный комитет Джанкойского района Автономной Республики Крым (далее - сельский совет) с 2012 года по 16 марта 2014 года своего названия и местонахождения не менял.

В соответствии с принятой Декларацией «О независимости Республики Крым», утвержденной Постановлением Верховного Совета Автономной Республики Крым на внеочередном пленарном заседании 11 марта 2014 года и по результатам Общекрымского референдума о статусе Крыма, проведенного 16 марта 2014 года, на основании постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым от 17 марта 2014 года № 1745-6/14 «О независимости Крыма» Автономная Республики Крым стала Республикой Крым.

В соответствии с постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года № 1749-6/14 «Об официальных наименованиях органов власти Республики Крым и других органов» в официальных наименованиях с 17 марта 2014 года были использованы слова «Республики Крым» (на официальных бланках и других документах).

В связи с вступлением в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"

Республика Крым вошла в состав Российской Федерации.

Решением 1 сессии первого созываРоскошненского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым от30 сентября 2014 года № 1/1-10«О ликвидации юридического лица Роскошненский сельский совет и его исполнительный комитет Джанкойского района Республики Крым и создании ликвидационной комиссии Роскошненского сельского совета и его исполнительного комитета» создана ликвидационная комиссия.

Юридический адрес: Республика Крым, Джанкойский район,с. Роскошное, ул. Ленина, 36.

В административно-территориальном отношении в состав сельского совета входили села: Роскошное, Зерновое. Центром сельского совета являлось село Роскошное.

История села Зернового «Село мое родное»

Из материалов, предоставленных учащимися Роскошненской общеобразовательной школы 1-111 ступеней Э. Мустафаевой и Е. Сафоновой

На дворе февраль, но пахнет весной. На деревьях уже набухли почки и кажется: вот-вот они лопнут и выглянут любопытные листочки. Мы внимательно смотрим по сторонам и видим грязную разбитую дорогу, где разноцветные, с масляными разводами лужи не высыхают ни зимой, ни летом. Грязные серые стены домов, разоренная, полу-растасканная ферма, разрушенная до фундамента школа, развалины брошенных домов… Попадаются и чистенькие, ухоженные дома, но их так мало, что они кажутся исключением на фоне разрухи и запустения

Всегда ли оно было таким, наше Зерновое? Какие люди и как жили здесь раньше?

Эти вопросы ведут нас в библиотеку, в дома старожилов. К поискам подключились наши родные, друзья, соседи. И вот, что нам удалось узнать.

До 1948 года наше село называлось Хаджи Тюбей, входило в Перекопскоекаймаканство, правителем которого в 1783 году был Сеит Ибрагим Ага. Жители села разводили овец, лошадей, занимались земледелием.

В 1810 году, когда в Крыму появляются переселенцы немцы, в наши края приезжают братья Кайзеры. Один из них поселяется в Бейсу-Ковче(Яркое), другой в Тюбее.

Д.Кайзер строит себе красивый особняк с просторной террасой, бассейном. Он разводит овец, коров. Сыроварня кайзера производит вкусный сыр из овечьего молока.

На большую мельницу немца возят молоть зерно со всего уезда. Оказавшись любителем и знатоком лошадей, совместно с братом строит конный завод и большой ипподром. Он первый в этих местах начинает заниматься виноградарством. Саженцы винограда привозит из Никитского ботанического сада.

Понятно, что для такого огромного фронта работ местных жителей не хватало. Кайзер привез для себя работников из Германии и построил для них несколько длинных домов. Впоследствии работников становиться так много, что рядом с Тюбеем вырастает новый поселок, Петровка. Сейчас Петровки уже нет, а поле, где она стояла, мы до сих пор называем «петровкой». Немец умел ценить добросовестный труд, был строг, но справедлив, и старики вспоминают о нем с уважением. Во время революции Кайзер оставил все и уехал в Германию.

Начинается коллективизация. Тюбей становится одним из отделений большого и богатого совхоза «Семенной», первым директором которого был назначен А.А.Лебедев. Люди начинают себя чувствовать себя хозяевами.

Но вот начинается война. Рассказывая о войне, старики утверждают, что немцы в селе долго не задерживались, останавливались на три-четыре дня и шли дальше. Как-то они пригнали русских пленных и закрыли их до утра на старой мельнице. Пленные ночью убежали, но перед побегом поломали все механизмы на мельнице, и с тех пор она не работает. Дядя Вася вспоминает о своей соседке, тете Сание, которая в яме для зерна спрятала 30 русских солдат, а потом помогла им бежать. Речь заходит о летчике А.Ф.Вайнере. Старики рассказывают, что в октябре 1943 года над Тюбеем был сбит наш самолет. Экипаж выпрыгнул с парашютами и, благополучно добравшись до Перекопа, спасся. Но один из летчиков был ранен, бежать вместе с другими не смог и прятался в копнах соломы за нашим селом. Потом его, мертвого, с пистолетом в руке, нашли мальчишки. Рядом валялся парашют…

Моя бабушка приехала сюда, в Тюбей, сразу после войны. К этому времени здесь остались только две маленькие улочки с полуразрушенными калыпными домиками и три больших немецких дома: особняк, где жил сам помещик, его конюшня и дом, построенный им для работников.

С новым названием Зерновое село начинает новую жизнь. На восстановление села приезжают люди разных национальностей: эстонцы, чехи, немцы. Старики вспоминают, что жили люди дружно, одной семьей. В больших общественных печах пекли хлеб и на больших сковородах жарили семечки. Каждый брал столько, сколько ему было нужно.

Можно над старческой наивностью посмеяться, можно удивленно пожать плечами. А мне почему-то захотелось заплакать. Почему раньше люди жили хорошо, а сейчас плохо? Я имею в виду не только материальную сторону. Мне кажется, что не надо искать виновных. Просто каждый должен спросить себя: «А что я, именно я, сделал для того, чтобы жизнь стала краше?»

Дата создания материала: 13-09-2017. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *